Экономика сегодня

291 668 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Абросимов
    Придется теперь на виноградниках работать. Спонсорам они за границей ни к чему..Волкову не удалос...
  • Раиса Петина
    Крысы побежали...Волкову не удалос...
  • Rusik Rusik
    По честному? Это не про них.Forbes: российски...

Прибалтика вновь поучаствует в убыточном транзитном проекте

Прибалтика вновь поучаствует в убыточном транзитном проекте

Все транзитные и другие инфраструктурные проекты, в которых участвовала Прибалтика за последние годы, экономически нецелесообразны, однако носят политическое обоснование, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» политолог Андрей Стариков, комментируя подписание протокола между Эстонией и Финляндией о строительстве подводного тоннеля.

Правительство Эстонии уполномочило министра экономики Таави Ааса подписать с Финляндией протокол о намерениях по строительству тоннеля в Финском заливе, который обсуждается последние 10 лет. Протокол планируется подписать 26 апреля.

Нужны ли Прибалтике инвестиции Китая

В проект железнодорожного тоннеля под акваторией Финского залива, который соединит Хельсинки и Таллин, готов инвестировать Китай, даже выбрали партнеров: компании China Railway Group и Touchstone Capital Partners. Пекин согласовал решение направить 17 млрд долларов на строительство, однако страны Балтии усмотрели в этом угрозу собственной безопасности.   

Политолог Андрей Стариков 

Несмотря на то, что Брюссель расходы на подводный тоннель не утверждает, Литва, Латвия и Эстония заявили о том, что присутствие Китая в Прибалтике в качестве инвестора небезопасно. Логика идет вразрез с экономической выгодой.

«Евросоюзу, особенно его периферийной восточной части, Прибалтике и Польше, очень нужны китайские инвестиции, — объясняет Андрей Стариков.

— Субсидирование Брюсселем периферийных территорий год от года снижается, а механизмы по их развитию оказались не слишком эффективны».

«Политика сплочения», призванная уравнять депрессивные регионы с более развитыми частями ЕС, не дала результатов: Евросоюз по-прежнему существует в колониальной парадигме, где есть центр и периферия. Брюссель отдает определенные инвестиции в развитие территорий, но все чаще возникает вопрос о необходимости подобных вложений.

«Высококлассные дороги в регионах, где нет людей, не очень нужная вещь. Это касается не только трасс. Например, в Латгалии (восточный регион Латвии) на деньги Брюсселя построили великолепный музей современного искусства имени Марка Ротко, но в нем практически нет посетителей. Во-первых, это малонаселенный регион, а во-вторых, билет стоит 5 евро — для жителей депрессивной приграничной территории неподъемная цена», — отметил Стариков.

Китайские инвестиции могли бы помочь Восточной Европе, так как они отличаются от вложений Евросоюза, призванных не допустить разрушения конкурентной среды. Китай вкладывает в бизнес, производство и развитие логистических путей.

Политика Прибалтики перевесила китайские деньги

Очевидные экономические плюсы для стран Балтии от инвестиций Пекина перекрываются геополитикой.

Прибалтика мыслила себя элементом нового китайского Шелкового пути, но заняла сторону Вашингтона

«Существует глобальная конкуренция между США и Китаем. В годы правления Трампа, к примеру, практиковалось сильное давление на Китай с целью его сдерживания, — отметил Стариков. — Восточная Европа сейчас является площадкой для битвы, и борьба будет обостряться. Сами прибалты начинают кампанию против Китая, поддавшись евроатлантическому тренду. С подачи США запрещается пользоваться продукцией компании Huawei, так как считается, что с помощью этих устройств Китай шпионит за пользователями».  

В этом контексте инвестиции в логистику со стороны Китая для Прибалтики нежелательны на политическом уровне, так как расцениваются как экспансия и опасное сотрудничество с точки зрения укрепления оси «Пекин — Москва».  

Противостояние Европы и Китая, в том числе как партнера России, оформляется по всем профилям. Если раньше Прибалтика мыслила себя элементом нового китайского Шелкового пути, то сейчас занимает сторону Вашингтона.

«Китай не станет партнером и большим другом для Прибалтики, но опосредованно, в кооперации с Россией и региональными более независимыми центрами силы в Восточной Европе, будет выстраивать архитектуру своего присутствия там, наращивая свое влияние», — уверен эксперт.

Подводный тоннель в Финском заливе — способ получать госденьги

Тоннель, призванный сократить дорогу из Таллинна в Хельсинки до 20 минут, вызывает множество вопросов. В первую очередь, обращает на себя внимание масштабность проекта, возводимого на малонаселенных территориях. 

Евросоюз уже 20 лет строит убыточную железную дорогу Rail Baltica

По предварительным оценкам, чтобы отбить вложения в обозримой перспективе, нагрузка на поезд в тоннеле должна составлять не менее 23 тыс. пассажиров в сутки.

Инициатор строительства туннеля финн Питер Вестербака, ранее заявил, что тоннель могут построить к концу 2024 года. Осенью прошлого года Вестербака выступил с результатами исследования, согласно которому строительство и эксплуатация тоннеля Таллинн-Хельсинки принесет в экономику Финляндии и Эстонии к 2050 году почти 300 млрд евро, из которых 47 млрд придут в Таллинн. Однако Брюссель никак не согласовывает строительство.

«Условия, в которых обдумывался проект, давно изменились. Прибалтийский интерес понятен: нужно обосновать необходимость нового логистического коридора и получить на него европейские деньги. Своего рода бизнес на государственном подряде, где заказчиком выступает Брюссель», — отметил Андрей Стариков.

Все транзитные и другие инфраструктурные проекты, в которых участвовала Прибалтика за последние годы, являлись экономически нецелесообразными, но политически обоснованными.

К примеру, на протяжении 20 лет уже строят железную дорогу Rail Baltica, использование которой нецелесообразно, так как сложно организовать необходимые пассажиро- и грузопотоки.

«Даже субсидированные цены на билеты настолько высоки, что у жителей Прибалтики не будет возможности с легкостью пользоваться дорогой. Однако есть военное оправдание этом проекту — по дороге, в случае конфликта между Россией и НАТО могут быть в течение суток переброшены ударные силы на территорию Восточной Европы», — подчеркнул эксперт.

Вероятно, похожее обоснование в конце концов получит и подводный тоннель Эстония – Финляндия, чтобы заручиться финансовой поддержкой Брюсселя на ближайшие годы. 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх